Требы
Поминовения (требы)
Каждый из нас может и должен сам молиться Богу за себя и за своих близких (как живых, так и усопших) и у себя дома (келейно), и в храме Божием. Однако всегда считалось, что молитва, возносимая священнослужителями (епископами, священниками или диаконами) за верующих (крещеных) во время общественного Богослужения, особенно во время Божественной Литургии, имеет большую силу перед Богом. Такая молитва совершается близ самых святых и торжественных Таинств Церкви, зачастую в алтаре, у Святого Престола или у Жертвенника, возносят ее люди, наделенные особой благодатью и духовной властью в таинстве Священства. Молитва эта совершается соборно ― многими верующими, среди которых могут быть люди праведной, а то и святой жизни, стоящие к Богу гораздо ближе нас грешных.
Поминовение о здравии и об упокоении рабов Божиих необходимо заблаговременно заказывать в церковной лавке.
Имена поминаемых христиан следует записывать разборчивым почерком на специальных бланках «О здравии» или «О упокоении».
Форма имен должна быть полной и церковнославянской: (не Ивана, а Иоанна, не Сергея, а Сергия, не Тани, а Татианы и т. п.) и стоять в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? ― Алексия, Наталии, Михаила, Клавдии и т. п.).
К именам принято делать ограниченное количество приписок (обычно их сокращают):
- указывать духовный сан (патр., митр., прот., иер., диак., ин. ― то есть патриарха, митрополита, протоиерея, иерея, диакона, инока/инокини и т.п.),
- иногда возраст (мл., отр. ― то есть младенца, отрока/отроковицы),
- обязательно отмечают имена болящих (бол.) и новопреставленных (н/п), так как они нуждаются в молитвах сугубым образом.
Излишние уточнения делать не надо ― Бог знает о человеке всё, даже то, чего он сам о себе не знает.
Поминовения можно разделить на четыре типа:
1. Поминовения на Божественной Литургии
Здравствующие и усопшие поминаются священником (или епископом, если служба архиерейская) на Проскомидии, за них вынимаются частички из просфор. Затем их имена зачитываются вслух Церкви на ектениях (усердных молениях) за живых и усопших в конце первой части Литургии (Литургии оглашенных); зачитывание имен иногда опускается (когда великий праздник и Богослужение слишком продолжительное, чтобы его еще больше не затягивать), поминовение на Проскомидии и изъятие частичек совершается всегда.
Особый род поминовения на Литургии составляют сорокоусты, полугодовые и годовые поминовения (все ― и о здравии, и о упокоении).
Сорокоусты ― поминовения живого или усопшего в течение сорока Литургий.
Полугодовые/годовые ― поминовения на Литургии в течение соответствующего срока времени.
2. Поминовение на Елеосвящении (Соборовании) и прочих Таинствах
Особенным образом это относится к Таинству Елеосвящения (Соборования); оно совершается обычно в дни Великого поста или Рождественского поста. К Соборованию подаются имена только живых ― об их здравии душевном и телесном. Поминовение происходит и на прочих Таинствах, но особо оформлять его не нужно, так как поминаются те люди, которые приступают к данным Таинствам, а их имена записываются при оформлении самих Таинств.
3. Поминовения на Молебнах («О здравии») и Панихидах/литиях («О упокоении»)
Данные поминовения совершаются отдельно от Божественной Литургии и других Богослужений (утрени, вечерни) по желанию верующих, которые эти молебны/панихиды и заказывают.
4. Поминовение во время Великого поста об упокоении душ усопших («постовые записки»)
Эти записки следует подавать перед началом Великого поста или (в крайнем случае) во время поста уже начавшегося. Данные поминовения читаются весь Великий пост до Страстной Среды включительно.